При фактическом замораживании проекта Nabucco вновь достаточно активно (где-то начиная с середины 2011 года) начались попытки реанимировать уже достаточно подзабытый (впервые идея такого трубопровода была озвучена еще в 1996 году) проект Транскаспийского газопровода. В марте 2012 года состоялся визит президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова на Украину. В Киеве к нескрываемой радости украинских властей Бердымухамедов озвучил идею строительства газопровода Туркменистан - Азербайджан - Грузия (с возможным ответвлением на Украину) - Турция - Европейский союз (ЕС), для поставки газа в Европу, минуя Россию. Мощность планируемого газопровода должна составить до 25 млрд кубометров природного газа в год.
Визиту в Киев туркменского президента с предшествовала достаточно долгая подготовительная работа: Ашхабад совместно с Баку и экспертами ЕС подготовил road-show для потенциальных инвесторов газопровода. В марте 2012 года представители бизнес-кругов США выразили потенциальную готовность содействовать туркменским властям в диверсификации экспорта природного газа на мировой рынок и в осуществлении проектов по прокладке новых транснациональных трубопроводов в обход "северного направления", то есть в обход территории России. Об этом говорилось на переговорах в Вашингтоне членов туркменской делегации с руководителями ряда ведущих нефтегазовых американских компаний, в частности таких как Chevron, Exon Mobil, Conocophillips.
Примечательно, что раньше дипломатическая и экономическая активность дипломатии Вашингтона и Брюсселя на туркменском направлении была направлена на подключение Ашхабада к проекту Nabucco. Однако у экспертов сразу возник вопрос: хватит ли у Туркмении ресурсов для обеспечения газом нового мегапроекта? Данные о реальных и разведанных запасах голубого топлива в Туркмении - пожалуй, основная и наиболее оберегаемая тайна Ашхабада. Туркменские власти любят ссылаться на данные второго этапа формально независимой экспертизы британской компании Gaffney, Cline & Associates. Экспертиза показала, что запасы газа в республике составляют более 71,21 трлн тонн. Ранее они оценивались в 44,25 трлн. тонн. Почти половина всех запасов газа сосредоточена на месторождении Южный Иолотань, которое является основной ресурсной базой для заполнения введенного в строй в 2009 г. газопровода Туркменистан - Узбекистан - Казахстан - Китай. Gaffney, Cline & Associates считает Южный Иолотань вторым по размерам газовым месторождением в мире, оценивая запасы топлива на уровне 26,2 триллиона кубометров. При опоре на эти данные и с учетом того, что к 2030 г. Туркмения планирует увеличить ежегодную добычу нефти до 67 млн. тонн, а газа - до 220 млрд. кубометров в год, ставится вопрос о диверсификации экспортных маршрутов. Однако выводы британской фирмы сразу же были постановлены под сомнение независимыми экспертами.
Кроме того, непонятно, какие инвестиции понадобятся для освоения потенциальных месторождений газа.
Сегодня Туркмения экспортирует свой природный газ в Иран, Россию и Китай. Согласно данным, предоставленным правительством Туркмении, за минувший 2011 год объемы экспорта природного газа выросли на 75,2%. В сравнении с таким же периодом 2010 года рост добычи газового конденсата и нефти в стране составил 107,9%, объемы добычи "голубого топлива" увеличились на 42,5%. В Россию Туркмения в 2011 году экспортировала порядка 10 млрд кубометров природного газа (в начале-середине прошлого десятилетия объем экспорта превышал 50 млрд. кубометров газа). Столь резкое падение экспорта туркменского газа в Россию связан в первую очередь с повышением Ашхабадом цен на голубое топливо до среднеевропейских (за вычетом транзита) и снижением закупок природного газа Украиной - ранее она в основном снабжалась "Газпромом" голубым топливом за счет реэкспорта природного газа из Туркмении. Иран планировал закупить в 2011 году в Туркмении около 14 млрд кубометров газа (пока нет точных данных о реальном объеме экспорта газа в Иран в 2011 году). Но основной объем экспорта туркменского газа пришелся на Китай.
По официальным данным, в Поднебесную было поставлено 17 млрд.кубометров газа, в 2012 году экспорт должен составить уже 30 млрд. кубометров и к 2015 году за счет увеличения мощностей газопроводов дойти до 65 млрд кубометров.
Несмотря на все заверения официального Ашхабада о задействовании новых месторождений, эксперты уверены, что экспорт в Китай обеспечивается за счет тех объемов природного газа, который раньше шел по северному направлению в Россию. Но встает вопрос о финансовой эффективности туркменского газового экспорта в Китай. По оценкам экспертов, Китай платит за тысячу кубометров газа Ашхабаду всего 170-180 долларов, причем значительная часть платежей производится китайскими товарами. В результате Туркмения поставляет свой газ в Китай по самой низкой по сравнению другими покупателями цене, и компенсировать финансовые потери от поставок газа в Россию китайское направление не может. Отказаться от столь низкой цены на поставляемый в Поднебесную газ Туркмения не сможет - разработка месторождений (точнее поддержание уровня добычи на старых) и строительство газопроводов велось на китайские кредиты.
Ашхабад, Баку и ЕС при запуске проекта "Транскаспий" рассчитывали на участие Казахстана в этом газопроводе. Официальное приглашение от Евросоюза участвовать в Транскаспийском газопроводе Казахстан получил 4 октября 2011 года в ходе VI Евразийского форума Kazenergy в Астане, озвученное комиссаром ЕС по энергетике Гюнтером Оттингером. Практически сразу министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев заявил, что его страна не располагает свободными ресурсами для заполнения Транскаспия. Стоит отметить, что ранее предполагалось протянуть нитку газопровода из казахстанского Тенгиза до туркменского Туркменбаши.
Как и в случае с Узбекистаном, основные экспортные поставки казахстанского природного газа (до 15 млрд. кубометров) пойдут в Китай.
Несмотря на явные проблемы с ресурсной базой, ЕС продолжает поддерживать все альтернативные российским проекты газопроводов из Средней Азии и Азербайджана. Причем проект "Транскаспий" предлагается рассматривать только как часть проекта Nabucco в его широкой трактовке. Придумано новое даже новое определение - "Южный коридор ", - видимо, как противовес "Северному коридору", идущему по территории России. "Позиция Евросоюза по проекту "Южный коридор" не изменилась. Мы по-прежнему хотели бы реализовать этот проект как можно быстрее, без всяких задержек", - заявил глава представительства ЕС в Азербайджане Роланд Кобиа в середине апреля.
Касаясь переговоров о правовой базе реализации Транскаспийского трубопровода (как известно, Россия решительно возражает против строительства любых трубопроводов на Каспии до определения его статуса), Кобиа сообщил, что переговоры продолжаются. "Несколько недель назад прошел последний раунд, на котором наблюдался прогресс. Очередной раунд пройдет в ближайшие несколько недель в Брюсселе, или, возможно, в Вене. Мы приветствуем участие в переговорах двух сторон - Туркменистана и Азербайджана", - подчеркнул дипломат. "Мы слышали о позитивных заявлениях ГНКАР, отмечающих, что построение Транскаспийского газопровода - это двухсторонний вопрос между Азербайджаном и Туркменистаном, и он не создаст никаких юридических или экологических проблем. Мы полагаем, что этот проект - это дело двух стран, и никому не следует вмешиваться в этот процесс. Уже существуют тысячи километров трубопровода в Каспийском море, и мы не думаем, что этот проект сильно повлияет на экологию Каспия", - добавил представитель ЕС. По мнению Кобиа, Транскаспийский газопровод является частью проекта газопровода Nabucco и логично входит в определение "Южного коридора".
Все вышеприведенные факты позволяют сделать вывод, что проект Транскаспийского газопровода пока и, видимо, еще достаточно долго будет носить в первую очередь пропагандистский характер. Основная цель "Транскаспия" - не дать завершиться переговорам по строительству российского "Южного потока", которые должны войти в финальную стадию летом-осенью 2012 года. В случае успешного запуска проекта "Южный поток" на проекте Транскаспийского газопровода можно будет поставить крест.
|